13-09-2018
19-07-2018
05-07-2018
28-06-2018
27-02-2018
18-01-2018
20-12-2017
19-12-2016
15-11-2016
13-10-2016
17-03-2016
11-02-2016
28-01-2016
23-12-2015
19-11-2015
12-11-2015
22-10-2015
10-09-2015
09-07-2015
06-07-2015
19-05-2015
29-04-2015
23-04-2015
23-04-2015
12-03-2015
26-02-2015
26-02-2015
22-01-2015
18-12-2014
18-12-2014
27-11-2014
20-11-2014
13-11-2014
16-10-2014
18-09-2014
18-09-2014
03-07-2014
26-06-2014
26-06-2014
29-05-2014
22-05-2014
21-05-2014
15-04-2014
25-02-2014
13-02-2014
06-02-2014
23-01-2014
19-12-2013
09-12-2013
28-11-2013
28-11-2013
15-10-2013
10-10-2013
12-09-2013
27-06-2013
27-06-2013
14-05-2013
11-04-2013
05-12-2012
19-09-2012
29-06-2012
26-06-2012
25-06-2012
25-06-2012
25-06-2012
15-05-2012
15-02-2012
08-02-2012
14-11-2011
14-11-2011
17-11-2011
29-11-2011

Провозглашение итогового решения по делу № 001/18 - 27.02.2018

 

27 февраля 2018 года Уставный суд Санкт-Петербурга провозгласил Постановление № 001/18-П по делу осоответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» по жалобе гражданина Спасова Михаила Васильевича.

 

Уставный суд Санкт-Петербурга признал положения пункта 1 статьи 1, абзацев первого – одиннадцатого пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» соответствующими Уставу Санкт-Петербурга как направленные на реализацию гарантируемого Уставом Санкт-Петербурга конституционного права каждого на жилище за счет предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма.

 

 

История вопроса

 

30 ноября 2017 года в Уставный суд Санкт Петербурга поступила жалоба гражданина М.В. Спасова о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 407-65).

 

Из материалов дела следует, что М.В. Спасов, добровольно выехавший из зоны отселения, относится к гражданам, обладающим правом на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон Российской Федерации № 1244-I), в том числе на обеспечение жилой площадью, в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 

11 декабря 2015 года М.В. Спасов обратился в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с целью участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе “Жилище” на 2015-2020 годы».

 

23 декабря 2015 года решением администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга М.В. Спасову отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с отсутствием сведений, подтверждающих факт проживания на законных основаниях на территории Санкт-Петербурга не менее десяти лет и сообщено, что оснований для включения М.В. Спасова в списки на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации указанной подпрограммы не имеется.

 

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2016 года по делу № 2-3878/2016 М.В. Спасову отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и обязании поставить его на указанный учет. Суд указал, что включение заявления М.В. Спасова для рассмотрения и предоставления государственного жилищного сертификата возможно только при наличии доказательств признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что в Санкт-Петербурге соответствующие общественные отношения урегулированы Законом Санкт-Петербурга № 407-65. Применив положения статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65, суд установил, что на момент обращения с заявлением в администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга М.В. Спасов не имел оснований состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях ввиду отсутствия необходимого для этого десятилетнего срока проживания в Санкт-Петербурге.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, отклонила довод апелляционной жалобы о том, что у заявителя имеется специальное основание для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Суд указал, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015 – 2020 годы», право на получение социальной выплаты, удостоверяемое государственным жилищным сертификатом, имеют лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признание лица нуждающимся в жилом помещении производится в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга № 407-65, которым указанное М.В. Спасовым основание не предусмотрено (апелляционное определение от 13 сентября 2016 года № 33-16796/2016).

 

 

Позиция заявителя

 

По мнению заявителя, положения статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 создают непреодолимые препятствия к осуществлениюправ, свобод и законных интересов граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, обладающих правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в той части, в какой ими не предоставляется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если указанные граждане не имеют права претендовать на получение помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и не относятся ни к одной из категорий граждан, указанных в пункте 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65. Тем самым, заявитель полагает, что оспариваемые положения не соответствуют подпунктам 1, 2, 7 пункта 1, пункту 2 статьи 11 и пятому абзацу статьи 15 Устава Санкт-Петербурга.

 

 

 Позиция суда

 

Уставный суд Санкт-Петербурга установил, что Законом Санкт-Петербурга № 407-65 определены категории граждан, имеющих право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма; в этих целях граждане соответствующих категорий принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном указанным законодательным актом; право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в других целях не является предметом регулирования Закона Санкт-Петербурга № 407-65.

 

Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что по своему уставному смыслу оспариваемые заявителем положения статьи 1 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 в системе действующего правового регулирования направлены на реализацию гарантируемого Уставом Санкт-Петербурга (преамбула, подпункты 1, 2 и 10 пункта 1 статьи 11) конституционного права каждого на жилище за счет предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма.

 

Следовательно, не предусматривая в рамках оспариваемого правового регулирования граждан, добровольно выехавших из зоны отселения, как самостоятельную категорию граждан, которым жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга предоставляются по договорам социального найма и которые в этих целях наделяются правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, законодатель Санкт-Петербурга действовал в пределах своей дискреции, основанной на разграничении полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере жилищных отношений и получившей конкретизацию в положениях статьи 11 (подпункты 2, 10 пункта 1 и пункт 2) Устава Санкт-Петербурга.

 

Уставный суд Санкт-Петербурга отметил, что разрешение вопроса о возможности применения порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам  социального найма из государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, к отношениям, складывающимся по поводу предоставления гражданам, добровольно выехавшим из зоны отселения, социальной выплаты на приобретения жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, требует выявления конституционного смысла положений федерального законодательства, что не входит в компетенцию Уставного суда  Санкт Петербурга как она установлена положениями статьи 50 Устава Санкт-Петербурга и статьи 3 Закона Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга».

 

 

На основании изложенного, Уставный суд Санкт-Петербурга признал положения пункта 1 статьи 1, абзацев первого – одиннадцатого пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» соответствующими Уставу Санкт-Петербурга как направленные на реализацию гарантируемого Уставом Санкт-Петербурга конституционного права каждого на жилище за счет предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма.


Адрес: Суворовский пр., д.62, лит. А, Санкт-Петербург, 191124
Телефон: 576-65-51 Факс: 576-48-08
E-Mail: info@spbustavsud.ru
© Уставный суд Санкт-Петербурга
Разработка: ЗАО "КторСтудио"