Заседание по делу № 002/21 - 18.02.2021

     

    18 февраля 2021 года состоялось заседание Уставного суда Санкт-Петербурга по делу № 002/21 о соответствии Уставу Санкт-Петербурга пунктов 1, 3.2 и 5 Положения об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2007 года № 1010.

     

    Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И. Амосова, Б.Л. Вишневского, А.Н. Рассудова, М.Л. Резника, Н.Г. Тихоновой.

     

    В судебном заседании приняли участие: депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.Г. Тихонова, представитель заявителя –  В.М. Исаков, представители Губернатора Санкт-Петербурга – С.В. Примакин, Г.А. Макорта. 

     

    В судебном заседании Уставный суд Санкт-Петербурга приобщил к материалам дела документы, представленные сторонами: возражение представителя Губернатора Санкт-Петербурга, письменные пояснения Заявителя. 

     

    Уставный суд Санкт-Петербурга заслушал выступления и ответы на вопросы представителей сторон.  

     

     

    В судебном заседании объявлен перерыв до 13 часов 00 минут 25 февраля 2021 года.

      

     

    История вопроса

     

    В Уставный суд Санкт-Петербурга 18 сентября 2020 года поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Амосова М.И., Вишневского Б.Л., Рассудова А.Н., Резника М.Л., Тихоновой Н.Г. (далее – Заявитель) о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1, 3.2 и 5 Положения «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства», утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2007 года № 1010(далее – Положение «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства»).

     

    Положениями пункта 1 Положения «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» предусмотрено, что указанное Положение устанавливает правила учета граждан Российской Федерации без определенного места жительства, а его действие распространяется на граждан Российской Федерации без определенного места жительства в Российской Федерации, ранее имевших последнюю регистрацию (прописку) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

     

    В соответствии с положениями пункта 3.2 Положения «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» вместе с письменным заявлением о постановке гражданина на учет представляется документ, подтверждающий факт последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

     

    Пункт 5 Положения «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» предусматривает, что гражданин отказывается в постановке на учет в случае непредставления им документов, указанных в пункте 3 указанного Положения, или представления документов, содержащих недостоверные сведения.

     

    Запрос группы депутатов касается проверки положений постановления Правительства Санкт-Петербурга в той мере, в какой, в том числе по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой действующего правового регулирования, они не обеспечивают принцип равенства всех перед законом и допускают формальный и дискриминационный подход к предоставлению возможности реализовать свои социальные права.

     

    Позиция заявителя

     

    Заявитель полагает, что пунктами 1, 3.2 и 5 Положения «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» установлено, что постоянная регистрация (прописка) является обязательным условием возникновения (или, по меньшей мере, условием реализации) права на получение мер социальной поддержки. Она становится абсолютно блокирующим препятствием для реализации прав людьми, которые проживают в Санкт-Петербурге, имеют устойчивую связь с городом, но никогда не обладали регистрацией в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

     

    Установление Правительством Санкт-Петербурга условий предоставления мер социальной поддержки, не указанных в законах Санкт-Петербурга в качестве таковых, и более того, противоречащих принципам предоставления мер социальной поддержки, напрямую указанным в законах Санкт-Петербурга, означает выход Правительства Санкт-Петербурга за пределы полномочий, предоставленных Уставом исполнительной власти города и вторжение в компетенцию Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

     

    Заявитель просит признать несоответствующими Уставу Санкт-Петербурга:

    1. Пункты 1, 3.2 и 5 Положения «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» не соответствующими подпунктам 2,7 пункта 1 статьи 11, пункту 1, подпункту 1 пункта 3 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга, гарантирующими обеспечение социальных прав органами государственной власти Санкт-Петербурга с соблюдением принципа правового равенства и недопущение дискриминации по формальным основаниям исходя из факта последней постоянной регистрации (прописки) в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

     

    2. Признать пункты 1, 3.2 и 5 Положения «Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства» не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга в той мере, в какой они, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, не обеспечивают возможности постановки на соответствующий учет, и тем самым ограничивают социальные права граждан без определенного места жительства, которые не обладают последней постоянной регистрацией (пропиской) в Санкт-Петербурге (Ленинграде).

     

     

    Судья-докладчик по делу – И.В. Тимофеев


    Адрес: Суворовский пр., д. 62, лит. А, Санкт-Петербург, 191124
    Телефон: 576-65-51 Факс: 576-48-08
    E-Mail: info@spbustavsud.ru
    © Уставный суд Санкт-Петербурга
    Разработка: ЗАО "КторСтудио"