 |
• Текст • |
Наталья Гуцан: Написать закон - это искусство.
14 сентября исполняется 10 лет Уставному суду Санкт-Петербурга. Накануне этой даты о результатах работы высшего органа судебной власти города корреспонденту агентства ИТАРТАСС - Санкт-Петербург рассказала председатель Уставного суда Наталья Федоровна Гуцан.
- Наталья Федоровна, для чего Петербургу нужен Уставный суд, ведь такой орган власти есть далеко не в каждом субъекте Российской Федерации?
- Действительно, сегодня органы конституционной юстиции созданы лишь в 17 субъектах Российской Федерации, в основном - в республиках. Есть они в Свердловской, Калининградской областях и у нас, в Санкт-Петербурге.
Поскольку город федерального значения Санкт-Петербург является субъектом Российской Федерации, он имеет свой Устав - акт учредительного характера, являющийся по существу, конституцией города. Устав образует основу законодательства Санкт-Петербурга, определяет организацию города - основы его территориального устройства, государственной власти и местного самоуправления, управления собственностью. Таким образом, Уставом регулируются вопросы наиболее важные для жителей Петербурга. Именно поэтому принимается и изменяется Устав по отдельной, достаточно сложной, процедуре и подлежит особой правовой охране.
Главная задача Уставного суда - служить Уставу Санкт-Петербурга, защищать его, обеспечивать его высшую юридическую силу по отношению к правовым актам, которые принимают органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления. Наш суд призван превращать Устав Санкт-Петербурга в действующее право.
- Что значит защищать Устав?
- Это значит защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать правовой характер государственной власти и обеспечивать ее реальное разделение на законодательную, исполнительную и судебную.
Для решения этой задачи Уставный суд наделен рядом полномочий. Уставный суд осуществляет толкование Устава. В результате обеспечивается единообразное понимание и, соответственно - применение его норм. Конкретизация положений Устава способствует созданию у всех субъектов права адекватного представления об их правах, обязанностях, ответственности.
Следующее полномочие - это рассмотрение дел о соответствии Уставу нормативных актов, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления. Причем, Уставный суд рассматривает эти акты не только с точки зрения содержания норм, но и по форме, по порядку их принятия, опубликования или введения в действие.
Естественно, что вне нашей компетенции находятся вопросы формирования, деятельности и полномочий самого Уставного суда.
В отличие от двух других ветвей власти в городе - Губернатора и Законодательного Собрания, Уставный суд, по определению, дистанцирован от политической борьбы. Какого рода конфликты он призван разрешать?
Уставный суд - существенный элемент системы сдержек и противовесов в структуре органов власти Санкт-Петербурга. Само его наличие, понимание того, что закон или иной правовой акт может стать предметом беспристрастного судебного рассмотрения, предупреждает принятие явно неуставных решений.
Я считаю, что у органов государственной власти Санкт-Петербурга не может быть конфликтов. Не смотря на то, что мы принадлежим к разным ветвям власти, нас объединяет один источник - наши жители, и общая задача - защита их прав и свобод. Да, могут существовать различные правовые позиции. Но разное понимание тех или иных правил, положений не свидетельствуют о наличии конфликтов. Из того, что тот или иной закон или иной правовой акт не соответствует Уставу, вовсе не следует, что некий субъект права специально решил нарушить Устав. Создание законодательства - тончайшая вещь. Законодательное Собрание Петербурга наделено правом принимать законы Конституцией 1993 года. Изменились принципы организации государства и общества, развиваются новые общественные отношения, требующие нового регулирования. Написать хороший закон - это искусство, которым трудно овладеть за столь непродолжительный период времени.
- Сколько обращений рассмотрел Уставный суд за 10 лет?
- Всего поступило 246 обращений. По ним Уставный суд принял 49 постановлений. В 23-х постановлениях правовые акты, их отдельные положения признаны несоответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
Обращения в Уставный суд Санкт-Петербурга за период с сентября 2000 г. по август 2010 г. (Всего 246 обращений).
От губернатора СПб
|
11
|
От Законодательного собрания СПб
|
1
|
От групп депутатов ЗС СПб
|
39
|
От органов местного самоуправления
|
62
|
От граждан и их объединений
|
133
|
Всего
|
246
|
- Можно ли выделить некоторые наиболее значимые решения?
Характер вопросов, рассматриваемых Уставным судом, и правовые последствия принимаемых им решений делают значимыми все наши решения. Если положения Устава регулируют наиболее важные вопросы жизни города, то и толкование их также не может не быть значимым. Всего нашим судом было вынесено 14 постановлений о толковании Устава.
Вот несколько примеров. Вопрос о том, кто вправе вносить изменения в решения исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. Дело в том, что у нас есть целый ряд актов, которые были приняты еще до Конституции 1993 года и до сих пор действуют. Они регулируют и земельные отношения, и отношения собственности. И вот возник вопрос, кто в праве изменять данные акты. Фактически, определив полномочия Губернатора, Правительства города в этой части, мы разрешили целый комплекс проблем, с которыми могли бы столкнуться очень многие люди.
Мы принимали решение о сроке полномочий Законодательного Собрания третьего созыва. На первый взгляд, этот вопрос не имеет прямого отношения к жизни отдельного гражданина. Но мы формируем органы власти для защиты наших прав. И важно, чтобы их деятельность осуществлялась в пределах законного срока полномочий. Также мы осуществляли толкование Устава по вопросу о том, должны или не должны быть в муниципальных образованиях Петербурга представительные органы местного самоуправления.
Если мы обратимся к другому полномочию Уставного суда Санкт-Петербурга - разрешению вопросов соответствия Уставу нормативных правовых актов, то специфика данных документов состоит в том, что они распространяются на неопределенный круг лиц. Так, гражданин, обжалуя в Уставном суде закон Санкт-Петербурга, примененный в отношении него и отстаивая свой частный интерес, одновременно фактически защищает права всей категории граждан, попадающих под действие данного закона. Решение Уставного суда Санкт-Петербурга будет также касаться каждого из данной категории лиц. Также как и представительный орган местного самоуправления, обращаясь за защитой по вопросу нарушения своих прав, защищает права всех представительных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
- Кто может обратиться в Уставный суд?
- К нам могут обратиться граждане, Губернатор Санкт-Петербурга, Законодательное Собрание, группа депутатов Законодательного Собрания численностью не менее 5-ти человек, представительные органы местного самоуправления. Отмечу, что перечисленные субъекты права не по каждому вопросу могут к нам обратиться. Если говорить о гражданах, то они вправе обжаловать в Уставном суде те законы, которые были применены в отношении них или подлежали применению при рассмотрении конкретного дела в другом суде.
Наличие такого субъекта обращения, как группа депутатов Законодательного Собрания свидетельствует, по моему мнению, о демократичном характере государственной власти: если Собрание принимает закон, а группа депутатов считает, что были допущены нарушения и закон не соответствует Уставу, депутаты могут обратиться к нам в суд.
- Судьей Уставного суда можно работать до 70 лет. Для юриста это вершина карьеры или есть перспективы роста?
- Думаю, что каждый человек должен стремиться поднимать уровень своей компетентности, профессионально расти. Когда это стремление пропадает, стоит серьезно задуматься. На должность судьи Уставного суда можно быть назначенным не больше 3-х сроков подряд. Деятельность уставного судьи достаточно специфична - она близка к научной. При формулировании правовой позиции нам приходится обращаться не только к текстам законов, Устава, но и к доктрине, к международному опыту, опыту Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. По существу, это научное исследование.
Конечно, если сравнивать нашу работу с работой судьи Конституционного Суда страны, то для судьи Уставного суда стать судьей Конституционного Суда России - это профессиональный рост, эта работа требует еще более высокого уровня профессионального мастерства.
- Как повлияло на вашу работу недавнее сокращение численности судей УС Санкт-Петербурга до 5 человек?
- К моменту внесения этого изменения в Устав города фактическая численность судей уже составляла 5 человек. Ни у кого из действующих судей полномочия не были прекращены досрочно. Уставный суд - коллегиальный орган. Поэтому, одновременно с сокращением числа судей был установлен и соответствующий кворум - 4 человека. Теперь такой фактор, как болезнь кого-либо из судей не создает препятствий для деятельности суда.
Сокращение численности судей предъявляет еще большие требования к каждому из действующих судей. Для формирования решения важна позиция каждого судьи. Мы планируем свои отпуска, командировки таким образом, чтобы они не приводили к отсутствию кворума. Численность аппарата суда также сократилась, но мы оптимизировали его структуру и полагаем, что наш коллектив справится со всеми стоящими перед нами задачами.
- Судебная власть города сегодня самая незаметная, и одновременно - самая независимая от федерального центра. Думаю, многие люди по инерции считают, что в системе уставных судов тоже действует вертикаль подчиненности центральным институтам, но ведь это не так?
- Наши решения окончательны. По отношению к нам Конституционный Суд Российской Федерации не является вышестоящей инстанцией. Но, я считаю, что окончательность решения не облегчает деятельность, а, наоборот, возлагает на нас еще большую ответственность. Когда ты знаешь, что «старший брат» тебя в любой момент поправит - это одна ситуация. И совсем другая ситуация когда твое решение окончательно, при этом его правовые последствия касаются огромного числа людей.
- Каким образом петербуржцы могут узнать о работе Уставного суда?
Мы стараемся делать все возможное, чтобы наша деятельность была максимально открытой. Пожалуйста, приходите на наши заседания - все они проходят в открытом режиме, на них может присутствовать любой житель города. У нас давно существует сайт, где размещены все решения суда и много другой информации об его деятельности. С 2009 года на сайте ведется прямая трансляция судебных заседаний, на которые мы постоянно приглашаем представителей средств массовой информации.
Сообщения о первом заседании по новому делу и все решения публикуются в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Решения суда направляются в справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», а также в наш журнал «Вестник Уставного суда Санкт-Петербурга».
В холле Федерального дома, где работает Уставный суд, есть информационный стенд. На нем не только новости о судебных заседаниях суда, но и образцы жалоб и запросов.
- Что вы думаете об уровне правовой культуры в нашем городе?
- Я думаю, что он высокий. Для меня, как юриста, этот уровень определяется, прежде всего, знанием права и уважительным отношением к нему. И тот факт, что для защиты Устава в Петербурге был создан специальный орган - Уставный суд, свидетельствует об уважительном отношении органов государственной власти к праву. Но ведь эти органы существуют не сами по себе, их формируют наши жители. В конечном счете, высокая правовая культура государственной власти предопределена отношением к праву самих петербуржцев. А в Санкт-Петербурге высококлассная юридическая школа и много блестяще образованных людей.
Записал Павел Дзыгивский