поиск:
Устав Санкт-Петербурга
Об Уставном суде Санкт-Петербурга
Обращение в Уставный суд Санкт-Петербурга
Сведения о делах находящихся в производстве Уставного суда Санкт-Петербурга
Прием в Уставном суде Санкт-Петербурга
Информация о кадровом обеспечении
Правовая информация
Конституционный Суд Российской Федерации о конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации
Пресс-служба
Новости
Полезные ссылки
Видеотрансляция заседания
Контакты
Карта сайта
Главная страница / Об Уставном суде Санкт-Петербурга / Перечень законов, регламентирующих деятельность Уставного суда Санкт-Петербурга
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ТекстТекст (полностью)ОглавлениеСтатусПримечанияПримечания (полностью)Ссылается наНа него ссылаютсяСудебная практикаСитуацииТематики

«« Предыдущая часть документа

     
     
     к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
     
     л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
     
     м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
     
     н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
     
     о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
     
     2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
     
     Комментарий к статье 72
     


Статья 73

     Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
     
     Комментарий к статье 73
     


Статья 74

     1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
     
     2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
     
     Комментарий к статье 74
     


Статья 75

     1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. *75.1)
     
     2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
     
     3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. *75.3)
     
     4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. *75.4)
     
     Комментарий к статье 75
     


Статья 76

     1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
     
     2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
     
     3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
     
     4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
     
     5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
     
     6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. *76.6)
     
     Комментарий к статье 76
     


Статья 77

     1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. *77.1)
     
     2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 77
     


Статья 78

     1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
     
     2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. *78.2)
     
     3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. *78.3)
     
     4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 78
     


Статья 79

     Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 79



Глава 4. Президент Российской Федерации


Статья 80

     1. Президент Российской Федерации является главой государства.
     
     2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.*80.2)
     
     3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
     
     4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
     
     Комментарий к статье 80
     


Статья 81

     1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, - см. предыдущую редакцию).
     
     2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
     
     3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
     
     4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. *81.4)
     
     Комментарий к статье 81
     


Статья 82

     1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
     
     "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".
     
     2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 82
     


Статья 83

     Президент Российской Федерации:
     
     а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
     
     б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
     
     в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
     
     г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
     
     д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
     
     е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
     
     ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; *83.8)
     
     з) утверждает военную доктрину Российской Федерации; *83.9)
     
     и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации; *83.10)
     
     к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; *83.11)
     
     л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
     
     м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
     
     Комментарий к статье 83
     


Статья 84

     Президент Российской Федерации:
     
     а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
     
     б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
     
     в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; *84.4)
     
     г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
     
     д) подписывает и обнародует федеральные законы; *84.6)
     
     е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. *84.7)
     
     Комментарий к статье 84
     


Статья 85

     1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
     
     2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. *85.2)
     
     Комментарий к статье 85
     


Статья 86

     Президент Российской Федерации:
     
     а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
     
     б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
     
     в) подписывает ратификационные грамоты;
     
     г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
     
     Комментарий к статье 86
     


Статья 87

     1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
     
     2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
     
     3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. *87.3)
     
     Комментарий к статье 87
     


Статья 88 *88)

     Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
     
     Комментарий к статье 88
     


Статья 89

     Президент Российской Федерации:
     
     а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; *89.2)
     
     б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
     
     в) осуществляет помилование. *89.4)
     
     Комментарий к статье 89
     


Статья 90

     1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
     
     2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
     
     3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
     
     Комментарий к статье 90
     


Статья 91

     Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
     
     Комментарий к статье 91
     


Статья 92

     1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
     
     2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
     
     3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 92



Статья 93

     1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
     
     2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
     
     3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.    
     
      Комментарий к статье 93



Глава 5. Федеральное Собрание


Статья 94

     Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 94



Статья 95

     1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
     
     2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. *95.2)
     
     3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
     
     Комментарий к статье 95



Статья 96

     1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет (часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 6-ФКЗ, - см. предыдущую редакцию).
     
     2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. *96.2)
     
     Комментарий к статье 96



Статья 97

     1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
     
     2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
     
     3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
     
     Комментарий к статье 97



Статья 98

     1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. *98.1)
     
     2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
     
     Комментарий к статье 98



Статья 99

     1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
     
     2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
     
     3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
     
     4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
     
     Комментарий к статье 99



Статья 100

     1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
     
     2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
     
     3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
     
     Комментарий к статье 100



Статья 101

     1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
     
     2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
     
     3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
     
     4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. *101.4)
     
     5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. *101.5)
     
     Комментарий к статье 101
     


Статья 102 *102)

     1. К ведению Совета Федерации относятся:
     
     а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
     
     б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
     
     в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
     
     г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
     
     д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
     
     е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
     
     ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
     
     з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
     
     и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
     
     2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
     
     3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 102



Статья 103 *103)

     1. К ведению Государственной Думы относятся:
     
     а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
     
     б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
     
     в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (пункт дополнительно включен с 31 декабря 2008 года Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ);
____________________________________________________________________
     Пункты "в" - "ж" предыдущей редакции с 31 декабря 2008 года считаются соответственно пунктами "г" - "з" настоящей редакции - Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ.
____________________________________________________________________
     
     г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
     
     д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
     
     е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
     
     ж) объявление амнистии;
     
     з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
     
     2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
     
     3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 103



Статья 104

     1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
     
     2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
     
     3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 104



Статья 105

     1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. *105.1)
     
     2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
     
     3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
     
     4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. *105.4)
     
     5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
     
     Комментарий к статье 105



Статья 106

     Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
     
     а) федерального бюджета;
     
     б) федеральных налогов и сборов;
     
     в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
     
     г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
     
     д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
     
     е) войны и мира.
     
     Комментарий к статье 106



Статья 107

     1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
     
     2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
     
     3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
     
     Комментарий к статье 107
     


Статья 108

     1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. *108.1)
     
     2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
     
     Комментарий к статье 108



Статья 109

     1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
     
     2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
     
     3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
     
     4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
     
     5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.     
     
     Комментарий к статье 109



Глава 6. Правительство Российской Федерации


Статья 110

     1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. *110.1)
     
     2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
     
     Комментарий к статье 110



Статья 111

     1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. *111.1)
     
     2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
     
     3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
     
     4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
     
     Комментарий к статье 111



Статья 112

     1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.*112.1)
     
     2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
     
     Комментарий к статье 112



Статья 113

     Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.
     
     Комментарий к статье 113



Статья 114 *114)

     1. Правительство Российской Федерации:
     
     а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2008 года Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ, - см. предыдущую редакцию);
     
     б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
     
     в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
     
     г) осуществляет управление федеральной собственностью;
     
     д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
     
     е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     
     ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
     
     2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. *114.2)
     
     Комментарий к статье 114



Статья 115

     1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
     
     2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
     
     3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 115



Статья 116

     Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
     
     Комментарий к статье 116



Статья 117

     1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
     
     2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
     
     3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
     
     4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
     
     5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 117



Глава 7. Судебная власть


Статья 118

     1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
     
     2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
     
     3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. *118.3)
     
     Комментарий к статье 118
     


Статья 119 *119)

     Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 119



Статья 120

     1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
     
     2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
     
     Комментарий к статье 120



Статья 121

     1. Судьи несменяемы. *121.1)
     
     2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. *121.2)
     
     Комментарий к статье 121



Статья 122

     1. Судьи неприкосновенны. 122.1)
     
     2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. *122.2)
     
     Комментарий к статье 122



Статья 123

     1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. *123.1)
     
     2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. *123.2)
     
     3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. *123.3)
     
     4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. *123.4)
     
     Комментарий к статье 123
     


Статья 124 *124)

     Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
     
     Комментарий к статье 124
     


Статья 125 *125)

     1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
     
     2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

     а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
 ____________________________________________________________________
     О толковании подпункта "а" части 2 настоящей статьи см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года N 19-П.
____________________________________________________________________
     
     б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
____________________________________________________________________
     О толковании подпункта "б" части 2 настоящей статьи см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года N 19-П.
____________________________________________________________________
     
     в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
     
     г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
     
     3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
     
     а) между федеральными органами государственной власти;
     
     б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
     
     в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
     
     4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
____________________________________________________________________
     О толковании части 4 настоящей статьи см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года N 19-П.
____________________________________________________________________
     
     5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
     
     6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
     

     7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
     
     Комментарий к статье 125
     


Статья 126 *126)

     Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
     ____________________________________________________________________
     О толковании настоящей статьи см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года N 19-П.
____________________________________________________________________
     
     Комментарий к статье 126



Статья 127 *127)

     Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
     ____________________________________________________________________
     О толковании настоящей статьи см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года N 19-П.
____________________________________________________________________
     
     Комментарий к статье 127
     

    
Статья 128

     1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. *128.1)
     
     2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. *128.2)
     
     3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. *128.3)
     
     Комментарий к статье 128
     


Статья 129

     1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
     
     2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. *129.2)
     
     3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
     
     4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
     
     5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. *129.5)
     
     Комментарий к статье 129



Глава 8. Местное самоуправление


Статья 130 *130)

     1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
     
     2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
     
     Комментарий к статье 130
     


Статья 131

     1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. *131.1)
     
     2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. *131.2)
     
     Комментарий к статье 131
     


Статья 132

     1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
     
     2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
     
     Комментарий к статье 132
     


Статья 133

     Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
     
     Комментарий к статье 133



Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции


Статья 134

     Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
     
     Комментарий к статье 134
     


Статья 135

     1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
     
     2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. *135.2)
     
     3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
     
     Комментарий к статье 135
     


Статья 136 *136)

     Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 136
     


Статья 137

     1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. *137.1)
     
     2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
     
     Комментарий к статье 137



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ


Заключительные и переходные положения

     1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
     
     День всенародного голосования 12 декабря 1993 года считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
     
     Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
     
     В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют положения Конституции Российской Федерации.
     
     2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
     
     3. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.
     
     4. Совет Министров - Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется - Правительство Российской Федерации.
     
     5. Суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
     

     После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
     
     6. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
     
     До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
     
     7. Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года.
     
     8. Совет Федерации на свое первое заседание собирается на тридцатый день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации.
     
     9. Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации. На депутатов Государственной Думы - членов Правительства Российской Федерации не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.
     
     Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
     
     Комментарий к заключительным и переходным положениям
     
     


Редакция документа с учетом 

изменений и дополнений подготовлена 
ЗАО "Кодекс"

Пресс-релизы


Адрес: Суворовский пр., д.62, лит А.
Телефон: 576-65-51
Факс: 576-48-08
E-Mail: info@spbustavsud.ru