Общие положения
1) Текст документа по состоянию на 01.10.1998 сверен по: "Конституция Российской Федерации", Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, Москва, 1998
2) Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
3) См. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 N 8.
Постатейные примечания
К статье 3
*3.3) См. Федеральный конституционный закон "О референдуме в Российской Федерации" от 28.06.04 N 5-ФКЗ.
Порядок проведения выборов и основные гарантии избирательных прав граждан регламентированы следующими нормативными актами:
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ;
Федеральным законом Российской Федерации "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 года N 19-ФЗ;
Федеральным законом от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Порядок проведения выборов в субъектах Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также законами субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения местных выборов и местного референдума определен
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
а также Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26.11.1996 N 138-ФЗ.
*3.4) Об уголовной ответственности за насильственный захват власти или насильственное удержание власти см. статью 278 Уголовного кодекса Российской Федерации.
К статье 5
*5.2) По вопросам приобретения регионального законодательства России обращайтесь к дистрибьюторам Вашего региона (координаты фирм-дистрибьютеров Вы можете найти в разделе "Информация для пользователя "Кодекс" (ИР 7474), в рубрике "Как нас найти", или на сайте www.kodeks.ru).
К статье 6
*6.1) См. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года N 62 - ФЗ.
К статье 7
*7.2) О минимальном размере оплаты труда см. Федеральный закон от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Об охране труда см. раздел X Трудового кодекса Российской Федерации.
Об охране здоровья см. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года.
О пенсиях см. следующие документы:
Федеральный закон РФ от 15.12.01 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации;
Федеральный закон от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
О пособиях см. Федеральный Закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 N 727.
К статье 8
*8.1) См. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен (письмом ГАК России от 21.04.1994 N ВБ/2053).
*8.2) О праве собственности см. раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации.
Виды имущества, которое может находиться только в государственной и муниципальной собственности, определены:
Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность";
пунктом 2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284.
К статье 9
*9.1) См. Земельный кодекс Российской Федерации.
О правовом режиме иных природных ресурсов см.:
Лесной кодекс Российской Федерации;
Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
Федеральный закон от 4 мая 1999 года "Об охране атмосферного воздуха";
Федеральный закон от 21 февраля 1992 года "О недрах";
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года "О животном мире".
*9.2) О праве собственности на землю см. главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации и главу III Земельного кодекса Российской Федерации.
О праве собственности на иные природные ресурсы см.:
Статью 1_2 Федерального закона от 21 февраля 1992 года "О недрах";
Раздел II Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
Статью 8 Лесного кодекса РФ.
Статью 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 года "О животном мире".
К статье 11
*11.2) См. Федеральный закон от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
*11.3) О разграничении предметов ведения см. статьи 71-73 Конституции Российской Федерации; Федеративный договор от 31 марта 1992 года, о принципах и порядке заключения договоров о разграничении полномочий см. статью 26_7 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.
К статье 12
*12) См. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
К статье 13
*13.3) См. Федеральный закон от 11 июля 2001 года "О политических партиях".
*13.4) См. Федеральный закон от 19 мая 1995 года "Об общественных объединениях".
*13.5) Об уголовной ответственности за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан, за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и иные преступления см. Уголовный кодекс Российской Федерации.
К статье 14
*14.2) См. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
К статье 15
*15.1) См. пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8.
*15.3) См. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ, а также Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.1996 N 763.
*15.4) См. Федеральный закон от 15 июля 1995 года "О международных договорах Российской Федерации", а также пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8.
О способах выражения согласия на обязательность международного договора для Российской Федерации см. статью 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года.
К статье 16
*16.1) О порядке внесения изменений в данную главу см. статью 135 Конституции.
К статье 17
*17.1) Вы можете ознакомиться с международно-правовыми актами при подключенном разделе "Международное право". См., например, следующие международные документы:
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года;
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года;
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 года;
Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины от 4 апреля 1997 года;
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года;
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 года;
Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года;
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года и др.
К статье 19
*19.3) Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями от 23 июня 1981 года, а также Конвенцию о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года, Конвенцию о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 года (международные документы можно увидеть при подключенном разделе "Международное право").
К статье 20
*20.2) В связи со вступлением Российской Федерации в Совет Европы и подписанием Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в России действует мораторий на исполнение смертных приговоров, введенный Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".
Принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П, согласно которому смертная казнь не может назначаться, пока суды присяжных не будут введены во всех субъектах Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации принял Определение от 19 ноября 2009 года N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".
Пунктом 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П предписано, что с момента вступления в силу данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей или иным составом суда. В настоящее время суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, где они начнут функционировать с 1 января 2010 года.
В Российской Федерации действует конкретизирующий закрепленные Конституцией Российской Федерации гарантии права на жизнь комплексный мораторий на применение смертной казни, который, по смыслу составляющих его правовых актов, первоначально предполагался в качестве краткосрочного. Вместе с тем данное правовое регулирование сохраняет свое действие более 10 лет (с момента принятия Россией на себя обязательств при вступлении в Совет Европы (28 февраля 1996 года) и подписания Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (16 апреля 1997 года), а также установления Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 2 февраля 1999 года N 3-П) прямого запрета - в отсутствие надлежащих процессуальных гарантий - на назначение смертной казни) и легитимировано сложившейся правоприменительной практикой, в том числе последующими решениями Конституционного Суда Российской Федерации и решениями судов общей юрисдикции.
Таким образом, положения пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.
К статье 22
*22.2) В соответствии с пунктом 2 статьи 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в судебном порядке. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со статьей 27_5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Согласно статье 31 Федерального закон "О чрезвычайном положении" граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток.
Также см. постановление Конституционного Суда РФ от 14.03.02 N 6-П.
К статье 23
*23.2) Статьей 13 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается, что наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения.
К статье 24
*24.1) См. Федеральный закон от 27.07.06 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"..
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188.
О защите сведений, полученных в ходе Всероссийской переписи населения см. пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ.
К статье 25
*25) В соответствии со статьей 12 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться только на основании судебного решения. Исключение составляют лишь случаи, когда осуществление этих процессуальных действий не терпит отлагательства. В таком случае указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.
К статье 26
*26.2) Российской Федерацией подписана Европейская Хартия Региональных Языков или Языков Меньшинств от 5 ноября 1992 года (Вы можете ознакомиться с данным документом при подключенном разделе "Международное право").
См. Федеральный закон "О языках народов Российской Федерации" от 25.10.1991 N 1807-1.
О сферах обязательного использования государственного языка РФ см. ст.3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".
О языке обучения см. статью 6 Федерального закона "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1.
К статье 27
*27.1) См. Федеральный закон “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” от 25.06.1993 N 5242-1.
Вышеназванным законом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства от 17 июля 1995 года N 713.
*27.2) См. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.
К статье 28
*28) См. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
К статье 29
*29.2) Статьей 282 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.
*29.4) См. Федеральный закон "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1, а также Перечень сведений, отнесенный к государственной тайне, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203.
Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870.
*29.5) См. Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
К статье 30
*30.1) См. Федеральный закон от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", а также Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
К статье 31
*31) См. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
К статье 32
*32.2) Об участии в референдуме см. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".
Об избирательных правах см.:
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ
Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ.
О выборах в органы местного самоуправления см. Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26.11.96 N 138-ФЗ.
*32.3) О признании гражданина недееспособным см. статью 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.
*32.4) В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Каждый вид государственной службы должен быть регламентирован отдельным федеральным законом. По состоянию на 8 августа 2006 года издан Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
Подробнее о муниципальной службе см. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (вступает в силу 01.06.2007).
О взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации см. ст.5 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (вступает в силу 01.06.2007).
*32.5) Граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей.
С 1 января 2004 года институт народных заседателей прекратил свое действие в связи с тем, что Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 2 января 2000 года N 37-ФЗ утратил силу в частях, касающихся гражданского и уголовного судопроизводства. В новых Гражданском процессуальном кодексе РФ и Уголовно-процессуальном кодексе РФ институт народных заседателей не предусмотрен.
Порядок участия присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве определен Уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации (раздел XII Кодекса).
Порядок участия в судебном разбирательстве арбитражных заседателей регулируется:
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации";
постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 05.09.1996 "Об утверждении Положения об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, перечня арбитражных судов, в которых проводится эксперимент, и списка арбитражных заседателей".
К статье 33
*33) Для обеспечения рассмотрения устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации создано Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан (См. Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утвержденное указом Президента РФ от 17.02.2010 N 201).
См. Федеральный закон от 02.05.06 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающий единые принципы рассмотрения компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.
См. также ситуацию "Обращения, заявления и жалобы граждан Российской Федерации".
К статье 34
*34.1) Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
*34.2) Об антимонопольной деятельности см. Закон РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К статье 35
*35.1) О праве собственности см. раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации.
*35.2) О совместной собственности см. главу 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
*35.3) О реквизиции и конфискации имущества см. статьи 242 и 243 Гражданского кодекса Российской Федерации.
О выкупе земельного участка для государственных и муниципальных нужд см. статьи 279 - 283 ГК РФ; об отчуждении недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится см. статью 239 ГК РФ.
*35.4) О праве наследования см. раздел V части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
К статье 36
*36.1) О праве частной собственности на землю см. главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации и главу III Земельного кодекса Российской Федерации.
*36.2) О владении, пользовании и распоряжении другими природными ресурсами см. Федеральный закон "О недрах", Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ , Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О животном мире".
*36.3) Об условиях и порядке пользования землей см. главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации.
К статье 37
*37.2) Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ N 105 об упразднении принудительного труда 1957 года (Вы можете ознакомиться с документом при подключенном разделе "Международное право").
*37.3) Российская Федерация ратифицировала следующие международные акты в области запрещения дискриминации (Вы можете ознакомиться с документом при подключенном разделе "Международное право"):
Конвенция о дискриминации в области труда и занятий 1958 года;
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года;
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 года.
О содержании права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, см. статью 219 Трудового кодекса Российской Федерации.
О минимальном размере оплаты труда см. Федеральный закон от 19 июня 2000 N 82-ФЗ.
О защите от безработице см. следующие нормативные акты:
Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию";
постановление Правительства РФ от 05.02.1993 N 99 "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения";
постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 года N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан";
Постановление Минтруда России от 21.07.1997 N 41 "Об утверждении положения о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности".
*37.4) О рассмотрении индивидуальных трудовых спорах см. главу 60 Трудового кодекса Российской Федерации.
Об особенностях рассмотрения индивидуальных служебных споров см. главу 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
О рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров см. главу 61 Трудового кодекса Российской Федерации.
О праве на забастовку см. статьи 409 - 418 Трудового кодекса Российской Федерации.
*37.5) О рабочем времени см. раздел IV Трудового кодекса Российской Федерации.
О выходных и праздничных днях см. главу 18 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ.
О ежегодном отпуске см. главу 19 Трудового кодекса Российской Федерации.
К статье 38
*38.2) О правах и обязанностях родителей см. главу 12 Семейного кодекса Российской Федерации.
*38.3) Об обязанностях совершеннолетних детей по содержанию родителей см. ст.ст. 87, 88 Семейного кодекса, а также ст.ст. 93, 95 - 97 Семейного кодекса, регламентирующие алиментные обязательства других членов семьи.
К статье 39
*39.2) Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-курортное лечение;
13) социальное пособие на погребение;
14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации устанавливается в соответствии со следующими нормативными актами:
Федеральным законом от 15.12.01 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
Федеральным законом от 17.12.01 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Федеральным законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, см. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ.
О пособии по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием см. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
О пособии по временной нетрудоспособности см. также ситуацию "Временная нетрудоспособность".
О социальном пособии на погребение см. ст. 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", а также постановление ФСС России от 22.02.1996 N 16.
*39.3) О добровольном страховании см. главу 48 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
О благотворительности см. Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
К статье 40
*40.3) Основным документом по данному вопросу являются Жилищный Кодекс Российской Федерации.
О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья см.:
Указ Президента РФ от 10.06.1994 N 1180 "О жилищных кредитах";
постановление Правительства РФ от 11.01.2000 N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации".
Гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выдаются жилищные сертификаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года N 982.
См. также решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2007 года N ГКПИ06-1383 "Суд отказал в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приложения к приказу Министерства регионального развития РФ от 6 июля 2006 года N 79 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации на второе полугодие 2006 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на III квартал 2006 года" в части установления средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на III квартал 2006 года по Кировской области в размере 12900 рублей, так как оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу".
К статье 41
*41.1) Об охране здоровья см. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
См. Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782.
О правилах оказания медицинской помощи иностранным гражданам см. Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.09.05 N 546.
*41.2) См., например, Программу "О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004-2010 годы", утвержденную совместным приказом Минздрава России и Российской академии медицинских наук от 24.10.2003 N 506/92.
*41.3) Ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, установлена статьей 237 Уголовного кодекса Российской Федерации.
К статье 42
*42) См. Федеральный закон от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", который направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
О правах граждан и их объединений в области охраны окружающей среды см. главу III Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Об экологических правонарушениях см. Главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому субъекты РФ обладают полномочием по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Об экологических преступлениях см. главу 26 Уголовного кодекса Российской Федерации.
К статье 43
*43.2) В Российской Федерации гарантируется бесплатное дошкольное образование.
Однако нормативными актами субъектов Российской Федерации может устанавливаться плата за содержание ребенка в дошкольном учреждении, то есть плата за обеспечение условий для пребывания ребенка в дошкольном учреждении, не связанных непосредственно с осуществлением образовательного процесса, но необходимых для его реализации.
Об оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и профессионального образования см. постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505.
*43.3) См. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
*43.4) Об основном общем образовании см. статью 19 Федерального закона "Об образовании".
О правах и обязанностях родителей в области образования см. статью 52 Федерального закона "Об образовании".
*43.5) О государственных образовательных стандартах см. статью 7 Федерального закона "Об образовании". Основные положения отдельных государственных образовательных стандартов см. в ситуации "Образовательный стандарт".
О формах получения образования см. статью 10 Федерального закона "Об образовании".
К статье 44
*44.1) О понятии "интеллектуальная собственность" см. ситуацию "Интеллектуальная собственность (общие положения)".
Основными нормативными актами по данному вопросу является Гражданский кодекс Российской Федерации;
О нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности см. следующие документы:
Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.04 N 98-ФЗ;
постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.91 N 351 "О мерах по развитию изобретательства и рационализаторской деятельности в РСФСР";
Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 21.08.1973 N 584.
*44.2) В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (см. раздел IV Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
*44.3) О памятниках культурного наследия см. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также постановление Верховного Совета РФ от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Об административной ответственности за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны см. статью 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Об ответственности за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения см. статью 7.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уголовный Кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (статья 243 УК РФ) и хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность(статья 164 УК РФ
К статье 45
*45.2) О пределах осуществления гражданских прав см. статью 10 Гражданского кодекса РФ.
О способах защиты гражданских прав см. ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ.
О пределах необходимой обороны см. статью 37 Уголовного кодекса РФ. Статьей 330 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за самоуправство.
К статье 46
*46.2) См. Федеральный закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 N 4866-1.
*46.3) Европейский Суд по правам человека является международным органом, который, при определенных обстоятельствах, может принимать жалобы от лиц на то, что их права, гарантированные Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, были нарушены. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года (Вы можете ознакомиться с документом при подключенном разделе "Международное право").
Подробнее о подаче жалобы в Европейский суд по правам человека см. ситуацию "Европейский Суд по правам человека (подача жалобы)".
О Комитете по правам человека, созданном в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, см. часть IV Пакта (Вы можете ознакомиться с документом при подключенном разделе "Международное право"). О признании компетенции Комитета по правам человека см. постановление Верховного Совета СССР от 05.07.1991 N 2305-1.
К межгосударственным органам, в которые могут обратиться граждане Российской Федерации, относится также Комиссия по правам человека ООН, которая вправе рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы о массовых и серьезных нарушениях прав человека в любой стране, являющейся членом ООН. Союз Советских Социалистических Республик являлся членом ООН с 24 октября 1945 года. Российская Федерация продолжила членство в ООН.
К статье 47
*47.1) О подведомственности и подсудности см. главу 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главу 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, главу 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главу II Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации".
*47.2) Статьей 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по ходатайству обвиняемого дело может быть рассмотрено судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из двенадцати присяжных заседателей. Категория дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей, предусмотрены частью 3 статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Об особенностях производства в суде с участием присяжных заседателей см. раздел XII Уголовно-процессуального кодекса РФ.
См. также Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
К статье 48
*48.1) О случаях назначения защитника органами дознания, органами предварительного следствия, прокурором или судом для оказания юридической помощи бесплатно см. статью 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
О случаях назначения судом представителя одной из сторон в гражданском процессе см. статью 50 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.
О случаях оказания юридической помощи бесплатно см. статью 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
К статье 49
*49.1) О презумпции невиновности см. статью 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
О вступлении в законную силу приговора суда см. статью 390 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
К статье 50
*50.2) Доказательствами по делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
О доказательствах см. главу 10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к недопустимым доказательствам относятся:
1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;
2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
3) иные доказательства, полученные с нарушением требований Уголовно-процессуального Кодекса. Подробнее см. п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
*50.3) Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном главами 43 - 45, 48 и 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Приговор может быть пересмотрен в апелляционном (глава 44 УПК РФ), кассационном (глава 45 УПК РФ), надзорном порядке (глава 48 УПК РФ) и по вновь открывшимся обстоятельствам (глава 49 УПК РФ).
Согласно статье 85 Уголовного кодекса Российской Федерации помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
В целях реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации и положений статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации образуются комиссии по вопросам помилования. См. Указ Президента РФ от 28.12.01 N 1500.
О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании см. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28.12.01 N 1500.
К статье 51
*51.1) Согласно УПК РФ свидетельский иммунитет - право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных УПК РФ. К близким родственникам относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
К статье 52
*52) Права потерпевшего закреплены в статье 42 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (в частности см. пункт 2 данной статьи).
Согласно статье 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Также см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2002 года N 22-О, согласно которому толкование статей 16 и 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вопреки их конституционно-правовому смыслу, служащее основанием для исключения расходов на представительство в суде и на оказание юридических услуг из состава убытков, подлежащих возмещению в порядке указанных статей, признано неправомерным.
К статье 53
*53) Согласно статье 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Также см. определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2002 года N 22-О, согласно которому толкование статьи 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации вопреки ее конституционно-правовому смыслу, служащее основанием для исключения расходов на представительство в суде и на оказание юридических услуг из состава убытков, подлежащих возмещению в порядке указанных статей, признано неправомерным.
К статье 54
*54) Согласно статье 10 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Данные положения Уголовного кодекса Российской Федерации соответствуют статье 35 Декларации прав и свобод человека и гражданина и статье 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Вы можете ознакомиться с текстами документов при подключенном разделе "Международное право").
К статье 56
*56) См. ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30.05.01 3-ФКЗ
*56.1) Об ограничении прав и свобод граждан во время действия на территории чрезвычайного положения см. главы III и VI ФКЗ "О чрезвычайном положении".
*56.2) Об основаниях введения чрезвычайного положения см. статью 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении".
О порядке введения чрезвычайного положения см. статьи 4 - 7 ФКЗ "О чрезвычайном положении".
К статье 57
*57) Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлена система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом.
Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом.
К статье 58
*58) Основные положения, касающиеся охраны окружающей среды, утверждены ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.02 7-ФЗ.
Ответственность за совершение экологических преступлений и правонарушений наступает в соответствии с главами 8 КоАП РФ и 26 УК РФ.
К статье 59
*59.2) О военной службе см. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
*59.3) Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.
Также об альтернативной гражданской службе см. Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2004 N 256 утверждено Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
В соответствии со статьей 2 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Также см. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Также см. Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ.
К статье 62
*62.1) Право гражданина Российской Федерации на двойное гражданство также закреплено статьей 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62 - ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных международными договорами, заключенными Российской Федерацией. К таким договорам относятся договоры, направленные на предотвращение возникновения случаев двойного гражданства, например:
Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Румынии от 28 июня 1978 года;
Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией от 6 июля 1966 года;
Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой от 24 августа 1957 года;
Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики от 16 декабря 1957 года;
Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой от 5 октября 1957 года. (в настоящий момент действует в отношениях между Россией и Словакией);
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой от 6 июня 1980 года (в настоящий момент действует в отношениях между Россией и Чехией, Россией и Словакией).
Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией от 12 декабря 1957 года;
Конвенция между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Монгольской Народной Республики от 25 августа 1958 года;
Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой от 4 сентября 1957 года;
Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией от 18 сентября 1957 года;
Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Германской Демократической Республикой от 11 апреля 1969 года.
(Вы можете ознакомиться с перечисленными выше документами при подключенном разделе "Международное право").
*62.3) Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства также регламентируется Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.
Также см. ситуацию "Иностранные граждане (правовой статус)".
К статье 63
*63.1) Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
Данная норма Конституции Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года (в частности статье 14 документа), и Декларации о территориальном убежище, принятой 14 декабря 1967 года.
Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 746.
См. также ситуацию "Политическое убежище".
*63.2) См. например, Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (действует в отношении стран-участников СНГ).
К статье 65
*65.2) См. Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" от 17.12.2001 N 6-ФКЗ.
К статье 66
*66.4) О разграничении полномочий между органами государственной власти края, области и органами государственной власти входящего в их состав автономного округа см. статью 26_6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
К статье 67
*67.2) См. Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 N 187-ФЗ и Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17.12.1998 N 191-ФЗ.
К статье 68
*68.1) См. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации".
К статье 69
*69) О коренных малочисленных народах см.:
Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 20.07.2000 N 104-ФЗ;
Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 N 82-ФЗ;
Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 07.05.2001 N 49-ФЗ;
постановление Правительства РФ "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 24.03.2000 N 255;
Федеральным законом от 18.06.1998 N 84-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств.
К статье 70
*70.1) Описание и порядок официального использования государственных символов Российской Федерации устанавливается следующими документами:
Федеральным конституционным законом "О государственном гимне Российской Федерации" от 25.12.2000 N 3-ФКЗ;
Федеральным конституционным законом "О государственном гербе Российской Федерации" от 25.12.2000 N 2-ФКЗ;
Федеральным конституционным законом "О государственном флаге Российской Федерации" от 25.12.2000 N 1-ФКЗ.
*70.2) См. Федеральный закон "О статусе столицы Российской Федерации" от 15.04.1993 N 4802-1.
К статье 75
*75.1) См. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ.
*75.3) См. статьи 12-15 Налогового кодекса РФ, устанавливающие систему налогов и сборов в Российской Федерации.
*75.4) См. Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" от 29.07.1998 N 136-ФЗ.
К статье 76
*76.6) Определением Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 455-О указано, что нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, изданный в соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации, имеет согласно части 6 той же статьи приоритет над федеральным законом в случае противоречия между ними, что обязывает правоприменителя, в том числе суд, применить закон субъекта Российской Федерации, а не федеральный закон. Такое применение допустимо лишь при условии, что нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации.
К статье 77
*77.1) См. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
К статье 78
*78.2) Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также заключенными соглашениями на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации может быть возложено осуществление отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации. О принципах и порядке заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий см. статью 26_8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
*78.3) Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации. О принципах и порядке заключения соглашений см. статью 26_8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
К статье 80
*80.2) См. Указ Президента РФ от 29.02.2008 N 285 "Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва".
Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва утвержден Указом Президента РФ от 29.02.2008 N 286.
К статье 81
*81.4) См. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ, а также Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
К статье 83
*83.8) См. раздел III Федерального закона "О безопасности" от 05.03.1992 N 2446-1.
О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации см. Указ Президента РФ от 28.10.2005 N 1244.
*83.9) Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 05.02.2010 N 146.
*83.10) Положение об Администрации Президента Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 06.04.2004 N 490.
*83.11) Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе утверждено Указом Президента РФ от 13.05.2000 N 849.
К статье 84
*84.4) См. Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" от 28.06.04 N 5-ФКЗ.
*84.6) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов см. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.
*84.7) См. ситуацию "Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ".
К статье 85
*85.2) О приостановлении действия акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации см. статью 29 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
К статье 87
*87.3) См. Федеральный конституционный закон "О военном положении" от 30.01.2002 N 1-ФКЗ.
К статье 88
*88) См. Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ.
К статье 89
*89.2) О гражданстве см.:
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ;
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325);
Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1318).
О политическом убежище см. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 746.
*89.4) См. Положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, утвержденное Указом Президента РФ от 22.05.04 N 662.
К статье 95
*95.2) См. Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 05.08.2000 N 113-ФЗ.
К статье 96
*96.2) О формировании Совета Федерации см. Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ;
О порядке выборов депутатов Государственной Думы см. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ..
К статье 98
*98.1) См. Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ.
К статье 101
*101.4) Регламент Государственной Думы утвержден постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 22 января 1998 года N 2134-II ГД.
Регламент Совета Федерации утвержден постановлением Совета Федерации Федерального Собрания России от 30 января 2002 года N 33-СФ.
*101.5) См. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
К статье 102
*102) О порядке реализации конституционных полномочий Советом Федерации см. Часть третью Регламента Совета Федерации.
К статье 103
*103) О порядке рассмотрения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению, см. раздел VI Регламента Государственной Думы.
К статье 105
*105.1) См. раздел III Регламента Государственной Думы.
*105.4) См. Часть вторую Регламента Совета Федерации.
К статье 108
*108.1) Подробнее см. ситуацию "Федеральный конституционный закон"
Перечень Федеральных конституционных законов см. в "Дополнительной информации" к ситуации "Федеральный конституционный закон".
К статье 110
*110.1) См. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 N 2-ФКЗ.
К статье 111
*111.1) О даче Государственной Думой согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации см. главу 17 Регламента Государственной Думы.
К статье 112
*112.1) Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724.
К статье 114
*114) О полномочиях Правительства Российской Федерации см. главу III Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 N 2-ФКЗ.
*114.2) Об организации деятельности Правительства Российской Федерации см. главу VI Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.97 N 2-ФКЗ.
К статье 118
*118.3) О судебной системе Российской Федерации см. Федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации" от 31.12.96 N 1-ФКЗ.
К статье 119
*119) Также см. Федеральный закон "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.92 N 3132-1. В частности:
о требованиях, предъявляемых к кандидатам в судьи судов Российской Федерации, см. статьи 4 и 4_1 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации";
о требованиях, предъявляемых к судьям судов Российской Федерации, см. статью 3 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации".
См. также Инструкцию Минюста России от 27.12.96 N 10(35)-5 "Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов".
К статье 121
*121.1) В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.92 N 3132-1 судья подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям, установленным Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации".
*121.2) Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
Об основаниях приостановления полномочий судьи см. статью 13 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации".
Об основаниях прекращения полномочий судьи см. статью 14 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации".
К статье 122
*122.1) В соответствии со статьей 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации":
Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.
Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.
Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов производится с соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным судом Российской Федерации.
*122.2) О порядке привлечения судьи к уголовной ответственности см. статью 16 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации".
К статье 123
*123.1) Принцип гласности при проведении судебных разбирательств также устанавливается:
статьей 241 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации;
статьей 24.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
статьей 10 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации;
статьей 11 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации;
статьей 31 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исключения из принципа гласности при проведении судебных разбирательств также устанавливаются указанными выше статьями.
*123.2) В соответствии со статьей 247 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие.
Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого допускается также в случае его смерти, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего и когда об этом ходатайствуют управомоченные лица, например защитник обвиняемого.
*123.3) Данный принцип судопроизводства закреплен также:
статьей 15 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации;
статьей 12 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации;
статьей 9 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации;
статьей 35 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
*123.4) Обвиняемый имеет право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных пунктом 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации.
Об особенностях производства в суде с участием присяжных заседателей см. раздел XII Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации.
К статье 124
*124) По вопросу финансирования федеральных судов и мировых судей см. Федеральный закон от 10.02.99 N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации".
Финансирование судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. О Судебном департаменте см. Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 08.01.98 N 7-ФЗ.
Суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
К статье 125
*125) См. также Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.94 N 1-фкз.
К статье 126
*126) См. статью 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" от 31.12.96 N 1-ФКЗ.
Также о Верховном Суде Российской Федерации см. Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" и Федеральный закон от 08.01.98 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
Регламент Верховного Суда Российской Федерации утвержден постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 N 29.
К статье 127
*127) См. главу II Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28.04.95 N 1-ФКЗ.
К статье 128
*128.1) См. статью 6 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.92 N 3132-1, а также главу 24 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
*128.2) См. статью 6 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации".
*128.3) В соответствии с данным положением Конституции РФ были приняты следующие Федеральные конституционные законы:
"О судебной системе в Российской Федерации" от 31.12.96 N 1-ФКЗ;
"О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.94 N 1-ФКЗ;
"Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28.04.95 N 1-ФКЗ;
"О военных судах в Российской Федерации" от 23.06.99 N 1-ФКЗ.
До принятия соответствующего федерального конституционного закона, порядок деятельности Верховного Суда РФ и иных федеральных судов общей юрисдикции регулируется Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР", а также Федеральным законом от 08.01.98 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".
К статье 129
*129.2) См. главу 25 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
См. Регламент Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденный приказом Генпрокуратуры РФ от 17.04.2008 N 67.
*129.5) См. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.92 N 2202-1.
К статье 130
*130) Основными документами, регламентирующими вопросы местного самоуправления в Российской Федерации, помимо Конституции РФ, являются:
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ
Федеральный закон от 26.11.96 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";
К статье 131
*131.1) Подробнее см. ситуации: "Органы местного самоуправления" и "Устав муниципального образования".
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
*131.2) Порядок учета мнения населения при изменении границ муниципальных образований устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
К статье 135
*135.2) На данный момент (01.10.04) Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании не принят.
К статье 136
*136) О принятии поправок к статьям 3 - 8 Конституции РФ см. Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" от 04.03.98 N 33-ФЗ.
К статье 137
*137.1) См. Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" от 17.12.01 N 6-ФКЗ.