ПРИМЕЧАНИЯ
1) Текст документа в первоначальной редакции сверен по: Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.96
г. ст.144.
2) Во исполнение Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов Российской Федерации" были приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 года N 245 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением судьям Конституционного Суда Российской Федерации и сотрудникам его аппарата, а также членам семьи умершего (погибшего) судьи Конституционного Суда Российской Федерации 50-процентной скидки при оплате жилой площади, коммунальных и иных услуг";
- решение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 1996 года N 1-р "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда Российской Федерации".
3) Судебные решения.
По делам о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов Российской Федерации" были вынесены следующие судебные решения:
- постановление Президиума Совета судей Российской Фдерации от 18 февраля 2010 года N 210 "О путях разрешения проблем, возникающих при применении статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2006 года N 10-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Первовского Германа Павловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 года N 7-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воронина Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2003 года N 356-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вятчина Владимира Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 263-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рольгайзера Валерия Генриховича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 242-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Попова Ивана Гавриловича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2 и 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
К статье 1
*1.1) Размеры должностных окладов судей не могут быть менее пятидесяти процентов оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда (см. часть первую пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").
Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2005 года N 60 с 1 января 2005 года должностные оклады судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других федеральных арбитражных судов, а также мировых судей субъектов Российской Федерации повышены в 1,2 раза.
Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2005 года N 881 с 26 июля 2005 года должностные оклады судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других федеральных арбитражных судов, а также мировых судей субъектов Российской Федерации повышены в 1,8 раза.
К статье 2
*2.1) Размеры доплат судьям за квалификационные классы исчисляются в процентном отношении к окладам по занимаемой должности согласно приложению N 2 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 года N 3503-1 "Об оплате труда работников судов в Российской Федерации".
Доплаты за выслугу лет производятся в виде ежегодных надбавок согласно приложению N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 года N 3503-1 "Об оплате труда работников судов в Российской Федерации".
Основания и порядок выплаты судьям доплат за выслугу лет устанавливаются решением Конституционного Суда Российской Федерации, Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
О порядке и условиях выплаты судьям арбитражных судов доплат за выслугу лет см. Положение, утвержденное постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 4.
О порядке выплаты доплат за выслугу лет судьям Верховных Судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных судов, судов автономной области и автономных округов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, районных (городских) народных судов см. постановление Президиума Верховного Суда России от 13 ноября 1992 года.
См. также:
- пункт 4 Порядка применения Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в отношении арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 апреля 1997 года N 9;
- определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2007 года N 85-В06-17 "В удовлетворении исковых требований в части отмены решения комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям и понуждении к ежемесячным выплатам с учетом надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, отказано, т.к. при определении размера содержания не может учитываться не входящая в состав заработной платы судьи надбавка, выплачиваемая ему не как судье, а как лицу, допущенному к сведениям, составляющим государственную тайну".
Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1995 года N 549 "О дополнительных гарантиях социальной защищенности работников органов судебной власти" председателям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предоставлено право устанавливать судьям Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации надбавки к должностным окладам за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 50 процентов должностного оклада.
Суммы денежного содержания судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации не включаются в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, (см. пункт 3 статьи 245 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Судьи, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или ученое звание доцента, получают доплату в размере пяти процентов от должностного оклада, а судьи, имеющие ученую степень доктора юридических наук или ученое звание профессора, - 10 процентов от должностного оклада (см. пункт 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 года N 3503-1 "Об оплате труда работников судов в Российской Федерации" и часть четвертую пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").
Почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" присваивается высокопрофессиональным юристам за заслуги в укреплении законности и правопорядка, защите прав и законных интересов граждан, формировании правового государства, развитии юридических наук, подготовке юридических кадров, работающим по специальности 15 и более лет.
Положение о почетном звании "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также описание нагрудного знака утверждены Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации".
О судебной системе Российской Федерации см. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ.
О военных судах Российской Федерации см. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ.
О мировых судьях см. Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ.
*2.2) Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.
Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания (см. статью 32 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Доплаты за классные чины и доплаты за выслугу лет работникам аппаратов судов производятся согласно приложению N 4 и приложению N 5 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 года N 3503-1 "Об оплате труда работников судов в Российской Федерации".
К статье 3
*3) О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям см. совместный приказ Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 9 июля 2003 года; 29 июля 2003 года; от 3 июля 2003 года.
Надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы включается в состав заработной платы при назначении ежемесячного пожизненного содержания только тем судьям, которым она была установлена ко времени выхода их в отставку (на пенсию) (см. пункт 2 постановления Президиума Верховного Суда России от 19 марта 1997 года "О порядке применения статей 2, 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10 января 1996 года N 6-ФЗ").
См. пункт 5 Порядка применения Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в отношении арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 апреля 1997 года N 9.
См. также определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воронина Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
К статье 5
*5) О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году см. постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2005 года N 737.
К статье 7
*7.1) В стаж работы в качестве судьи включается работа в aппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в аппарате органов юстиции (Министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя и адвоката, если эта работа предшествовала назначению на должность судьи. Время работы на указанных должностях после ухода с должности судьи в стаж работы судей не включается (см. пункт 1 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 1997 года "О порядке применения статей 2, 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10 января 1996 года N 6-ФЗ").
При исчислении стажа работы судьи арбитражного суда в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" учитывается время его предшествующей работы в должности государственного арбитра.
См. также:
- вопросы 23 и 24 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2005 года";
- Инструкцию о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей;
- определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2006 года N 73-Г05-5 "Дело о признании недействительным решения квалификационной коллегии судей направлено на новое рассмотрение о досрочном прекращении отставки судьи, так как материалами дела подтверждается, что ККС РБ вопрос о прекращении полномочий судьи решила применительно усматриваемой ею возможности предоставления заявительнице соответствующих льгот, а не предусмотренных оснований прекращения полномочий судьи, что является неправильным";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005 года N 7-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воронина Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- пункт 3 Порядка применения Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в отношении арбитражных судов, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 апреля 1997 года N 9;
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 425-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Котовой Валентины Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" ;
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2003 года N 356-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вятчина Владимира Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 263-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рольгайзера Валерия Генриховича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
- постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан - судей и судей в отставке";
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 242-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Попова Ивана Гавриловича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2 и 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
- определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2000 года N 166-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Каныгина Александра Алексеевича на нарушение его конституционного права на вознаграждение за труд пунктом 1 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации "О порядке применения ст.ст.2, 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10 января 1996 года N 6-ФЗ";
- определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2008 года N 5-Г08-64 "Суд отказал в удовлетворении иска о восстановлении права на получение ежемесячного пожизненного содержания, поскольку истец не относится к лицам, указанным в ст.7 ФЗ от 10 января 1996 года "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ", так как в отставку или на пенсию с должности судьи не уходил, а был уволен по собственному желанию еще до принятия Закона РФ "О статусе судей в РФ" и ко времени увольнения не достиг пенсионного возраста".
О путях разрешения проблем, возникающих при применении статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" см. постановление Президиума Совета судей РФ от 18 февраля 2010 года N 210.
Юрист
Информационно-правового
консорциума "КОДЕКС"
Малышева М.В.
01.12.2008