Провозглашение постановления по делу № 001/12 - 29.06.2012
29 июня 2012 годаУставный суд Санкт-Петербурга провозгласил постановление по делу № 001/12 по жалобе гражданина Голубка Сергея Александровича о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 227-77«Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге».
Предметом рассмотрения по данному делу явились положения абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 227-77 «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 227-77). Согласно указанным положениям Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге рассматривает обращения (жалобы) в том случае, если заявитель ранее обращался по поводу нарушения прав и свобод к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга, но либо не получил ответа в установленный законодательством срок, либо не согласен с решениями, принятыми по его обращению (жалобе).
Указанные положения Закона Санкт-Петербурга № 227-77 признаны Уставным судом Санкт-Петербурга не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
Позиция заявителя
По мнению заявителя, установленный положениями абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 предварительный порядок обращения к должностным лицам органов государственной власти Санкт‑Петербурга исключает для Уполномоченного по правам человека в Санкт‑Петербурге возможность осуществлять в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Устава Санкт-Петербурга деятельность, направленную на предотвращение нарушений прав человека. Указанный порядок препятствует гражданам и организациям напрямую обращаться к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге с целью его информирования о возможных нарушениях прав и свобод человека и гражданина, а также не позволяет Уполномоченному по правам человека в Санкт‑Петербурге своевременно принимать меры, направленные на предотвращение нарушений прав граждан. Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемые положения нарушают принцип самостоятельности местного самоуправления, поскольку в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления в Санкт‑Петербурге, граждане должны обращаться к должностным лицам органов государственной власти Санкт‑Петербурга.
Позиция Уставного суда Санкт-Петербурга
Положения абзаца второго статьи 11 в их системной взаимосвязи с положениями статьи 12 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 определяют условия рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт‑Петербурге жалоб по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностных лиц.
Федеральное законодательство, в том числе Федеральный закон № 59‑ФЗ, не определяет компетенцию, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. При отсутствии соответствующего федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе осуществить собственное правовое регулирование данных общественных отношений.
Осуществляемое законодателем Санкт-Петербурга правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт‑Петербурге должно соответствовать основам статуса Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, определенным в Уставе Санкт-Петербурга. В тексте Закона Санкт-Петербурга № 227-77, используемых в нем формулировках, не содержится понятие «предотвращение нарушений прав человека». Вместе с тем, учитывая высшую юридическую силу Устава Санкт-Петербурга по отношению к законам Санкт-Петербурга и его прямое действие, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге обязан использовать указанные в Законе Санкт-Петербурга № 227-77 средства для предотвращения нарушений прав человека в той мере, в какой их характер отвечает уставному предназначению Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
Предметом регулирования положений абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 являются общественные отношения, связанные с рассмотрением Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге жалобы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностных лиц. Следовательно, данные положения непосредственно не регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге деятельности по предотвращению нарушений прав человека и не могут препятствовать ее осуществлению.
Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что само по себе правило о предварительном обращении заявителя по поводу нарушения его прав и свобод как условии рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт‑Петербурге соответствующих жалоб не противоречит уставной природе Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. Вместе с тем, осуществляя соответствующее правовое регулирование, законодатель Санкт-Петербурга должен соблюдать и положения Устава Санкт-Петербурга, определяющие организацию публичной власти в Санкт‑Петербурге.
Положения абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 предусматривают, что независимо от того, нарушены права и свободы человека и гражданина органами государственной власти Санкт-Петербурга, их должностными лицами, или органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, их должностными лицами, гражданин должен предварительно обратиться к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга. Предварительное обращение к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга требуется независимо от того, произошло ли нарушение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, либо при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, наделены ли органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствующей ситуации контрольными полномочиями в отношении органов местного самоуправления. Тем самым положениями абзаца второго статьи 11 Закона Санкт-Петербурга № 227-77 допускается возможность неограниченного контроля органов государственной власти Санкт-Петербурга за деятельностью органов местного самоуправления.
На основании изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга пришел выводу, что осуществленное правовое регулирование не обеспечивает самостоятельность местного самоуправления и постановил, что положения абзаца второго статьи 11 Закона Санкт‑Петербурга № 227-77 в той мере, в которой они предусматривают в качестве условия рассмотрения Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге жалоб по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге или должностного лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге, предварительное обращение заявителя к должностным лицам органов государственной власти Санкт-Петербурга, не соответствуют Уставу Санкт‑Петербурга, его положениям статьи 62, пунктов 1 и 2 статьи 64.
Телефон: 576-65-51 Факс: 576-48-08
E-Mail: info@spbustavsud.ru