06 июля 2015 года Уставный суд Санкт-Петербурга принял определение о прекращении производства по делу о толковании отдельных положений подпункта 6 пункта 3 статьи 30 и пункта 1 статья 57 Устава Санкт-Петербурга по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.В. Галкиной, А.А. Ковалева, И.И. Комоловой, В.О. Нотяга, М.Л. Резника, М.А. Шишкиной.
История вопроса
В Уставный суд Санкт-Петербурга 03 февраля 2015 года поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.В. Галкиной, А.А. Ковалева, И.И. Комоловой, В.О. Нотяга, М.Л. Резника, М.А. Шишкинойо толковании отдельных положений подпункта 6 пункта 3 статьи 30 и пункта 1 статья 57 Устава Санкт-Петербурга.
Неопределенность в понимании данных положений Устава Санкт-Петербурга, заявитель связывает с получением отрицательного заключения юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о выражении недоверия вице-губернатору Санкт-Петербурга.
Проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о выражении недоверия вице-губернатору Санкт-Петербурга, подготовленный депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.Л. Резником, был зарегистрирован управлением документационного обеспечения Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. К указанному проекту постановления прилагалась пояснительная записка и заключение юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Проект данного постановления не вносился в повестку дня заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Вопрос о выражении недоверия вице-губернатору Санкт-Петербурга Законодательным Собранием Санкт-Петербурга не рассматривался.
Позиция заявителя
По мнению заявителя, возникает неопределенность в понимании положений подпункта 6 пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга, предусматривающих, что решение о недоверии (доверии) вице-губернаторам Санкт-Петербургаоформляется постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также положений пункта 1 статьи 57 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающих, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе выразить недоверие должностным лицам Правительства Санкт-Петербурга, в назначении которых на должность оно принимало участие в соответствии с законодательством.
Толкование положений подпункта 6 пункта 3 статьи 30 и пункта 1 статьи 57 Устава Санкт-Петербурга заявитель просит осуществить применительно к следующему вопросу, обладает ли Законодательное Собрание Санкт-Петербурга правом на выражение недоверия вице-губернаторам Санкт-Петербурга, не являющимся руководителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в согласовании назначения на должности которых оно принимало участие.
Из заключения юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга следует, что положения пункта 1 статьи 57 Устава Санкт-Петербурга необходимо рассматривать в контексте положений статьи 5 и пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающих право законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации своим постановлением оформлять решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в назначении которых на должности законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Должность вице-губернатора Санкт-Петербурга – руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга и вице-губернатора Санкт-Петербурга и члена Правительства Санкт-Петербурга – руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга различны. Согласно данному заключению отсутствуют правовые основания для выражения недоверия вице-губернаторам Санкт-Петербурга, не являющимся руководителями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Выражая несогласие с данной позицией, заявитель полагает, что положения подпункта 6 пункта 3 статьи 30, и пункта 1 статьи 57 Устава Санкт-Петербурга, необходимо рассматривать в системной взаимосвязи с положениями пункта 4 статьи 43, подпункта 3 пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга, которые, по его мнению, предоставляют право Законодательному Собранию Санкт-Петербурга на выражение недоверия вице-губернаторам Санкт-Петербурга независимо от того, являются ли они руководителями исполнительных органов государственной власти или таковыми не являются.
Позиция суда
Цель толкования Устава Санкт-Петербурга, осуществляемого Уставным судом Санкт-Петербурга в соответствии с положениями пункта 5 статья 50 Устава Санкт-Петербурга, заключается в том, что бы устранив неопределенность в понимании уставных положений, обеспечить их надлежащее применение, соблюдение, исполнение и использование. Именно наличие неопределенности в понимании положений Устава Санкт-Петербурга является основанием к рассмотрению Уставным судом Санкт-Петербурга дела о толковании.
Регламентом заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,утвержденным постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 22 декабря 1994 года № 9 (далее – Регламент), определена процедура принятия правовых актов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Устанавливая соответствующую процедуру, Регламент, по существу, определяет и порядок реализации уставных полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга участвовать в подготовке правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Наличие отрицательного заключения юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербургана проект постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не может блокировать осуществление депутатами их полномочий, предоставленных Уставом Санкт-Петербурга и составляющих существенный элемент их правового статуса, и потому не может служить препятствием для внесения проекта на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
В судебном заседании не представлено доказательств, что позиция юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербургапрепятствовала рассмотрению Законодательным Собранием Санкт-Петербурга вопроса о недоверии.
Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, обратившиеся в Уставный суд Санкт-Петербурга, фактически выражают несогласие с отрицательным заключением юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Вместе с тем, вопрос оценки заключений юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не может быть отнесен к компетенции Уставного суда Санкт-Петербурга.
С учетом изложенного, Уставный суд Санкт-Петербурга определил прекратить производство по делу о толковании отдельных положений подпункта 6 пункта 3 статьи 30 и пункта 1 статьи 57 Устава Санкт-Петербурга по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.В. Галкиной, А.А. Ковалева, И.И. Комоловой, В.О. Нотяга, М.Л. Резника, М.А. Шишкиной.
Судьи Уставного судаСанкт-Петербурга Н. Ф. Гуцан и А. В. Шевченко изложили Особое мнение по определению Уставного судаСанкт-Петербурга от 06 июля 2015 года № 004/15-3 по делу о толковании отдельных положений подпункта 6 пункта 3 статьи 30 и пункта 1 статьи 57 УставаСанкт-Петербурга по запросу группы депутатов Законодательного СобранияСанкт-Петербурга О. В. Галкиной, А. А. Ковалева, И. И. Комоловой, В. О. Нотяга, М. Л. Резника, М. А. Шишкиной.
Текст Определения размещен на Официальном сайте Уставного судаСанкт-Петербурга в разделе «Решения суда».