Уставный суд Санкт-Петербурга провозгласил итоговое решение по делу № 002/16 - 19.12.2016

    19 декабря 2016 года Уставный суд Санкт-Петербурга провозгласил Постановление № 002/16-П по делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» по запросу Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юнтолово.

     

    Уставный суд Санкт-Петербурга признал положения абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», относящие к вопросам местного значения отдельных внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга уборку водных акваторий, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга его положениям преамбулы, статей 11 (пункт 1, подпункты 2, 5 и 13; пункты 4 и 5), 59 (пункт 1), 62 (пункт 1), 63 (пункт 2).

     

     

    История вопроса

    В Уставный суд Санкт-Петербурга 19 июля 2016 года поступил запрос Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юнтолово о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

     

    В своем запросе заявитель указал на несоответствие Уставу Санкт-Петербурга, его положениям пункта 1 статьи 4, статьи 60, пункта 1 статьи 62, пунктов 2 и 3 статьи 63, статьи 64 и статьи 66, положений абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» в части слов «уборка водных акваторий, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга».

     

    Позиция заявителя

    По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. Указанные законоположения ограничивают самостоятельность местного самоуправления, нарушают права муниципального образования муниципальный округ Юнтолово, поскольку в силу своей неопределенности допускают возложение на органы местного самоуправления муниципального образования муниципальный округ Юнтолово обязанности производить уборку акваторий водных объектов, находящихся в федеральной собственности и собственности Санкт-Петербурга, при том, что органы местного самоуправления указанного муниципального образования не должны содержать эту собственность. Представители заявителя пояснили, что органы местного самоуправления муниципального образования муниципальный округ Юнтолово, реализуя полномочия, вытекающие из оспариваемых положений, вынуждены уменьшать расходы на финансирование иных вопросов местного значения.

     

    Позиция суда

    Уставный суд Санкт-Петербурга пришел к выводу о том, что в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Водным кодексом Российской Федерации понятий «акватория», «водный объект», «охрана водных объектов», мероприятия по уборке акваторий охватываются правовым режимом охраны водных объектов.

     

    Оспариваемое заявителем правовое регулирование состоит из находящихся в нормативном единстве и подлежащих применению во взаимосвязи положений абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга № 420-79, согласно которым  к вопросам местного значения муниципальных образований Санкт-Петербурга относится участие в пределах своей компетенции в уборке водных акваторий, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

     

    Из положений абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга № 420-79 во взаимосвязи с действующим законодательством следует, что вопрос о пределах компетенции муниципальных образований Санкт-Петербурга в сфере уборки акваторий должен решаться на основе определения правообладателя водного объекта, расположенного на территории соответствующего муниципального образования Санкт-Петербурга. С другой стороны, формулируя оспариваемые правовые предписания, законодатель Санкт-Петербурга не только указал на необходимость соблюдения пределов компетенции муниципальных образований Санкт-Петербурга в сфере уборки водных объектов, но также предусмотрел, что органы местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга осуществляют уборку тех акваторий, которые не включены в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. Указанные адресные программы учитывают только факт расположения водного объекта на территории муниципального образования.

     

    Уставный суд заключил, что положения абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга № 420-79 содержат неопределенность, порождаемую внутренней рассогласованностью обращенного к муниципальным образованиям Санкт-Петербурга нормативного предписания осуществлять уборку акваторий, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, действуя вместе с тем в пределах своей компетенции, содержание которой в системе действующего правового регулирования определяется водоохранным законодательством.

     

    В силу неопределенности оспариваемых заявителем положений абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга № 420-79 механизм их действия не может быть понят ясным и не противоречивым образом, что не обеспечивает соблюдение принципа равенства всех перед законом и в этой связи не гарантирует реализацию в Санкт-Петербурге права населения на осуществление местного самоуправления и права каждого на благоприятную окружающую среду.

     

    На основании изложенного, Уставный суд Санкт-Петербурга признал положения абзаца одиннадцатого подпункта 9 пункта 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», относящие к вопросам местного значения отдельных внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга уборку водных акваторий, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга его положениям преамбулы, статей 11 (пункт 1, подпункты 2, 5 и 13; пункты 4 и 5), 59 (пункт 1), 62 (пункт 1), 63 (пункт 2).


    Адрес: Суворовский пр., д.62, лит А., Санкт-Петербург, 191124
    Телефон: 576-65-51 Факс: 576-48-08
    E-Mail: info@spbustavsud.ru
    © Уставный суд Санкт-Петербурга
    Разработка: ЗАО "КторСтудио"